Святыни Православия
Дары волхвов
Дары волхвов

История поклонения волхвов знакома каждому христианину. Она лежит в самом начале евангельских событий. Вторая глава от Матфея повествует о том, как в Иерусалим к царю Ироду явились волхвы с востока и просили видеть новорожденного Царя Иудейского: «...ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» (Мф. 2:2). От них узнал Ирод, что пророчества обещают рождение Иудейского Царя в городе Вифлееме, и хитростью выведал примерное время появления звезды. Затем велел им идти в Вифлеем, поклониться Младенцу, все о Нем узнать и, вернувшись, рассказать ему, дабы и он мог совершить поклонение.

Волхвы пошли, и во все время пути звезда двигалась перед ними, остановившись лишь над местом, где был Младенец, «...войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою» (Мф. 2:11-12).

Едва это произошло, святому Иосифу явился ангел и велел ему скрыться в Египте вместе с Младенцем и Пресвятой Богородицей. Спустя некоторое время Ирод отдал приказ истребить в Вифлееме всех детей двух лет и младше.

Эта часть Евангелия сообщает нам не только о том, что с первых дней жизни Христа на земле были силы, жаждущие Его смерти, но и открывает завесу над теми, кто готов был сразу следовать за ним. Огромное значение имеет тот факт, что волхвы были представителями языческих народов: Христу прежде поклонились не люди Сиона, а звездочеты из Персии и Вавилонии.

Дары волхвов из монастыря святого Павла на Афоне

Дары волхвов из монастыря святого Павла на Афоне

В VIII столетии историк церкви Иаков из Варацце обнародовал имена волхвов — Гаспар (или Каспар), Мельхиор и Бальтазар (Валтасар). Многие исследователи указывают на то, что пророчества книги Даниила хорошо были известны как персам, так и халдеям.

Дары волхвов в серебряном ковчеге

Дары волхвов в серебряном ковчеге

Новозаветный сюжет не оставляет сомнений в том, что эпоха избранного народа завершена, что отныне у Господа нет избранных народов и все человечество является его паствой. Святой Иоанн Златоуст в истории поклонения волхвов видит указание на будущую историю Церкви: волхвы ранее иудеев поклонились Христу, так и язычники ранее иудеев войдут в Церковь Христову. Достоин внимания и тот факт, что никому из иудеев, прекрасно знавших пророчества и почитавших закон, не пришло в голову, хотя бы из простого любопытства, дойти с волхвами до Вифлеема, чтобы увидеть Младенца, Которого те искали. Факт посещения Иерусалима тоже имеет свое скрытое значение: Богу было угодно именно через волхвов возвестить о рождении Иисуса Христа всему Иерусалиму, первосвященникам и книжникам иудейским и тем обличить их духовную леность и нерадение.

Золотой ковчег со святыми мощами трех волхвов в Кёльне

Золотой ковчег со святыми мощами трех волхвов в Кёльне

Из Священного Предания известно, что волхвы стали впоследствии христианами и проповедниками Евангелия. Они закончили земную жизнь приблизительно в одно и то же время и похоронены были тоже вместе. Остались сведения, что их мощи обрела святая царица Елена и перенесла в Константинополь. В V веке миланским епископом Евсторгием они были перенесены в Италию. Сейчас они хранятся в Кёльнском соборе в Германии.

Дары, принесенные волхвами, являются православной святыней. Все время их бережно хранила Божия Матерь. Перед Своим блаженным Успением она передала их Иерусалимской Церкви, там они находились до начала V века. Позже византийский император Аркадий перенес их в Константинополь и поместил в храме святой Софии.

Благодаря жене турецкого султана Мурата (Мурада) II (1404-1451) Марии, сербке, которая до конца своих дней хранила православную веру, дары попали на Афон, в монастырь святого Павла, где и хранятся по сей день. Мария сама хотела внести в монастырь эти святыни, но, по преданию, на полпути от моря к монастырю ее встретила Божия Матерь и запретила подходить к нему, приказав передать дары вышедшей ей навстречу братии.

Три дара принесли волхвы Единому от Троицы и как бы в честь Святой Троицы. Явиться к новому царю с дарами требовало и усердие, и обычаи восточных стран. Золото они принесли Ему как Царю, ладан — как Богу и смирну — как Человеку.

Не напрасно святой Златоуст называет волхвов первенцами Церкви Христовой, начатком верующих из язычников. В их лице «языческая неплодящая Церковь» узнала Надежду народов — Христа, и преклонилась пред дивным Младенцем, Который вскоре «соберет воедино рассеянных детей Божиих».

Часовня на месте встречи царицы Марии с Божией Матерью

Часовня на месте встречи царицы Марии с Божией Матерью

Двадцать восемь небольших пластинок золота, инкрустированных тонким орнаментом, и около семидесяти шариков ладана и смирны — это первый дар Господу от человека. Чудесной особенностью честных даров, подтверждающей их подлинность, уверяющей маловерных и наполняющей радостью сердца всех, кто бывает в монастыре святого Павла, является исходящее от даров удивительное благоухание, которое невозможно описать. Монахами замечено, что при выносе даров исцеляются одержимые бесами.


Торжество Православной Веры: книга о являемых человечеству свидетельствах достоверности Божественного Откровения - М., 2011. - Ч. II. -  112 с.