Святыни Православия
Живоносный Источник Божией Матери в Константинополе
Живоносный Источник Божией Матери в Константинополе

Византийским историком XIV века Никифором Каллистом описана удивитель-
ная история появления этого чудотворного источника.
Однажды, еще будучи простым воином, Лев Маркел, встретил слепца,
сбившегося с дороги. Лев помог ему выйти на тропинку, отвел его, изнемог-
шего от усталости, в тень для отдыха, а сам отправился искать воды для того, что-
бы напоить слепого. «Царь Лев, - услышал он голос, - войди под сень этой рощи,
почерпни воды и дай испить жаждущему, тину же, которую найдешь в источнике, по-
ложи на его глаза. Потом узнаешь ты, кто Я, давно освящающая это место. Я помо-
гу тебе вскоре воздвигнуть здесь во имя Мое храм, и все, кто будет сюда приходить
и с верой призывать имя Мое, получат исполнение своих молитв и полное исцеление
от недугов».
Когда Лев исполнил все повеленное, слепой немедленно прозрел и пошел
в Константинополь, прославляя милость и благодать Пресвятой Богородицы. Явление
Пречистой Владычицы Богородицы Льву Маркелу было 4 апреля 450 года.
Случилось это в царствование императора Маркиана, правившего от 391 до 457 года.
Его сменил Лев Маркел (457-473), которому чудесным образом суждено было стать
государем. Заняв престол, он вспомнил о явлении Пресвятой Богородицы и прика-
зал очистить источник от тины, источник был отделен от других соседних родников
и заключен в каменном своде, над которым был построен храм во имя Пресвятой
Богородицы. Император Лев назвал это место «Живоносный источник».
В водах Живоносного источника полтора столетия спустя излечился от водяной
болезни благочестивый император Юстиниан (527-565), которому дважды являлась
Божия Матерь, чтобы направить его именно к этому месту, освященному благодатью.
Исцеленный император еще более украсил и прославил чудотворную святыню, устроив
здесь монастырь.
Святой водой источника даже воскрешали мертвых. Так, один фессалиец испытывал
сильное желание посетить это святое место. Наконец ему удалось отправиться в путь,
но в пути он тяжело заболел. Чувствуя приближение смерти, он взял слово со своих
спутников, чтобы они не предавали его погребению, а отвезли тело к Живоносному
источнику и там возлили на него три сосуда с живоносной водой: совершилось чудо -
он восстал от смерти, как от сна! У Живоносного источника к фессалийцу вернулась
жизнь.Впоследствии он принял иночество и в благочестии провел последние дни сво-
ей жизни.
Несколько раз за время своего существования Живоносный источник подвер-
гался запустению. И всякий раз возрождался. В начале XV века Византия пала под
ударами турок, и знаменитая святыня неподалеку от Золотых ворот была разрушена
до основания. Источник был погребен под обломками храма, сады и рощи превраще-
ны в кладбище мусульман. Чтобы христиане не возродили святыни, турки постоян-
но охраняли место часовыми. Однако настали времена, когда христанская диаспора
Царьграда получила некоторые свободы. Удалось добиться разрешения построить
здесь маленькую церковь и очистить источник. Однако в 1821 году храм был опять
уничтожен, а источник был снова засыпан. Только при покровительстве Российской
Империи православным удалось вернуться на это святое место. Церковь воздвигли в третий раз, и воды стали доступны для паломников. В 1835 году вселенский Патриарх освятил храм, который стоит до сего дня. Почитание этой драгоценной для всего христианского мира святыни отразилось и в православном календаре: так, в пятницу на Светлой седмице Церковь воспоминает обновление константинопольского храма Живоносного источника и великие чудеса, бывшие в этом храме. По уставу в этот день совершается чин водоосвящения с пасхальным крестным ходом. Этот же день является празником иконы Божией Матери «Живоносный Источник».

Живоносный источник

Живоносный Источник


Одно из древних изображений образа Божией Матери «Живоносный Источник» относится к концу XIII - началу XIV века. На глиняном блюде, найденном в Крыму, Божия Матерь изображена в чаше в образе Оранты, с воздетыми в молитве руками. Изображение Богоматери «Живоносный Источник» середины XIV века описывает церковный историк Никифор Каллист, составитель службы этой иконе и синаксаря. Он повествует, что в середине фиалы, похожей на крещенскую купель, установленной над источником, была изображена Богоматерь с Младенцем Христом на лоне. Иногда такая икона называется «Живоносная Источница», иногда - «Живоприемный Источник» и просто - «Источная». Богоматерь есть Источник Жизни, ибо от Нее родился Сын Божий Господь наш Иисус Христос,- «путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6). Изображение «Живоносного Источника», относящееся к первой половине XV века, находится на Святой Горе Афон. Здесь, в приделе во имя великомученика Георгия Победоносца в монастыре святого Павла, находится фреска письма Андроника Византийца. Образ Божией Матери с благословляющим Младенцем представлен в широкой фиале. По сторонам надпись по-гречески: «Живоносный Источник». Начиная с XVI столетия в России появляется обычай, подобный греческому: освящать источники, находящиеся в монастырях и вблизи них, посвящать их Божией Матери и писать иконы, именуемые «Живоносный Источник».

Источник3

Монастырь в Балыклы

 

Сегодня Живоносный источник Пречистой Божией Матери находится в монастыре Балыклы на территории Турции. Турецкое название монастыря (что в переводе обозначает «красная рыбка») указывает на другое чудо, явленное Божией Матерью через воды источника. По преданию, греческий монах жарил рыбу у воды в тот момент, когда получил известие, что город взят мусульманами. Монах не поверил вестнику и сказал: «Скорее, эта рыба оживет, чем христианская столица будет взята». В ту же секунду рыбка соскочила со сковороды в источник. В мраморной купели источника до сих пор живет несколько рыб странной разновидности: с одной стороны черных, с другой - розовых, словно поджаренных. В память об этом чуде на краях монастырских икон принято изображать маленьких рыбок.

Источник2

Рыбки в источнике