Жизнь монастыря
10.02.2015
Собрание братии 7 февраля 2015 г.

07 февраля 2015 г. состоялось очередное собрание братии, на котором продолжилось ознакомление с докладами, прозвучавшими на форуме «Преемство святоотеческих традиций в монашестве Русской Церкви».

Игумен монастыря предварил собрание некоторыми разъяснениями правил соблюдения поста перед Причащением. Он напомнил, что традиция соблюдения 3-х или 7-ми дневного поста возникла в Русской Православной Церкви относительно поздно — в Синодальный период, когда люди были обязаны причащаться хотя бы 1 – 2 раза в год. Церковные каноны не регламентируют обязанность соблюдать дополнительный пост перед Причастием. Дополнительные 3-х или 7-ми дневные посты обычно благословляют мирянам: начинающим воцерковляться или отпавшим от Церкви и не соблюдавшим установленные многодневные и однодневные посты (в т. ч., в среду и пятницу). Для братии, которая соблюдает установленные Уставом посты (в т. ч., однодневные в понедельник, среду и пятницу) и регулярно причащается Христовых Таин, достаточно ограничиться постной трапезой вечером перед Причастием.

В связи с приближающимся Великим Постом был затронут вопрос о служении Литургии Преждеосвященных Даров и продолжительности литургического поста. Согласно Типикона Литургия Преждеосвященных Даров служится после Вечерни, при этом евхаристический пост определяется Священным Синодом Русской Православной Церкви: «При совершении Божественной литургии Преждеосвященных Даров в вечерние часы воздержание для причащающихся от принятия пищи и пития должно быть не менее шести часов; однако, воздержание перед Причащением с полуночи до начала данных суток весьма похвально, и его могут держаться имеющие физическую крепость». Для поддержания сил братии благословляется вкушение утром чая и хлеба, но не позднее, чем за 6 часов до Причащения. Аналогичное правило необходимо соблюдать при подготовке к Причащению и на праздничных ночных Литургиях: Рождество, Крещение, Пасха и т.д.

Далее были зачитаны доклады:

  • «Актуальные вопросы современной практики совершения суточного круга богослужений в монастырях» (епископ Борисовский и Марьиногорский Вениамин, Белорусский экзархат);
  • «Единое на потребу. Значение Божественной литургии в жизни монашеского братства» (архимандрит Ириней (Стинберг), директор Института православной теологии имени святых Кирилла и Афанасия в Сан-Франциско (США), Западно-Американская епархия РПЦЗ);
  • «Духовная жизнь монаха при несении им монастырских послушаний» (игумен Петр (Мажетов), Свято-Косминская пустынь, Екатеринбургская епархия РПЦ МП).

Продолжая обсуждение доклада владыки Вениамина поднимался вопрос о гласном чтении некоторых тайных молитв и их окончания в момент, когда клирос завершает песнопение. Что призвано «помочь братии осознать глубину Литургии, ее непреходящую ценность и близость к нам Бога». При этом служащий священник «таинственно» (μυστικός) читает молитвы так, чтобы его слышали сослужащие ему священники. Также обсуждалась возможность совершения, в случае необходимости, некоторых служб суточного круга по четкам в виде Иисусовой молитвы.

Горячий отклик в сердцах братии нашли слова архимандрита Иринея (Стинберга): «Мы не можем жить подлинной монашеской жизнью, если эту жизнь мы себе изобрели сами. Надо жить той жизнью, которую мы получаем от тех, кто живет ею искренне, и добродетельно и верно передает ее нам». Архимандрит Варлаам особо отметил высоту и полноту жизни, в которой монах состраждет вместе со Христом. И обратил внимание на то, что «монашеская жизнь должна быть такой, чтобы мало-помалу, путем непрерывной борьбы, жизнь Христа становилась в ней все более видимой и ощутимой». При таком подходе Божественная Литургия становится «определяющей реальностью монашеского бытия».

Для того, чтобы подчеркнуть, что вступление в братию монастыря, в первую очередь, носит евхаристический характер, было принято решение о том, чтобы последующие монашеские постриги совершать в контексте Божественной Литургии. Это также позволит прояснить духовный, символический и практический смысл совершаемых молитв и таинственных действий.  

Оживленную дискуссию вызвал вопрос о личном ночном келейном бдении, поднятый в докладе игумена Петра (Мажетова). С одной стороны, говорилось об опасности «отсутствия укорененности в благодатном опыте» и важности, в этой связи, личного общения с Богом в молитве и ощущение живой связи с Ним. С другой стороны, пока нерешенной остается задача о том, как в нынешних реалиях фактической открытости монастыря гармонично вписать в монастырский распорядок дня полноценное личное ночное келейное бдение.